Все проекты English Написать директору Вебинары
Выбор региона
Ваш город:Караганда
Поиск

Налоги на маркетплейсах

Время чтения: ~8 мин.

Актуальность проверена: 19 . 11 . 2024

Чтобы успешно торговать на маркетплейсах нужно разбираться во многих аспектах работы с ними: ценообразование, схемы логистики, налогообложение и многое другое. В этой статье разберем особенности налогового учета продаж на маркетплейсах, какие существуют системы уплаты налогов и как в них разобраться. Также мы собрали рекомендации, которые облегчат вам работу на маркетплейсе.

Особенности налогового учета продаж на маркетплейсах

Кто может продавать товары на маркетплейсах?

Прежде чем мы начнем разбор систем уплаты налогов на маркетплейсах, нужно обозначить, какие типы предпринимателей могут работать с онлайн площадками. Мы собрали все типы лиц, которые могут работать с маркетплейсами и доступные им системы налогообложения в этой таблице.

Вид организации

Возможные системы налогообложения

Товары, доступные для продажи

Самозанятый

Налог на профессиональный доход (НПД)

Исключительно товары собственного производства. Перепродажа товаров запрещена.

Индивидуальный предприниматель (ИП)

НПД

УСН Доходы

УСН Доходы минус Расходы

ОСНО

Товары собственного производства и продукция, приобретенная у поставщиков.

Общество с ограниченной ответственностью (ООО)

УСН Доходы

УСН Доходы минус Расходы

ОСНО

Налог на профессиональный доход (НПД)

Эта опция доступна только индивидуальным предпринимателям и самозанятым.

Максимальный доход для НПД – 2,4 млн рублей в год.

Продавцы, выплачивающие НПД, могут торговать только продукцией своего производства. Это значит, что они не могут пользоваться услугами наемных работников или закупать готовую продукцию у поставщиков, но им можно обращаться к подрядчикам.

Например, продавец создал модель рубашки, подобрал ткани и фурнитуру, а затем заказал пошив у подрядчика. В этой ситуации продавец имеет право продавать эти рубашки через маркетплейсы. Необязательно собственноручно производить товары от начала и до конца.

Ставка НПД применяется к выручке, а не к прибыли. Выручка включает в себя всю сумму, полученную продавцом от продаж за месяц и не учитывает расходы продавца (комиссии маркетплейсам, например).

Ставка НПД при продаже товара физическим лицам составляет 4%. При продаже индивидуальным предпринимателям и организациям применяется ставка 6%, но в основном товары на маркетплейсах покупают физические лица, а не организации.

Вам не нужно считать НПД самостоятельно, этим занимается ИФНС (Инспекция федеральной налоговой службы).

Индивидуальный предприниматель или самозанятый, работающий по НПД, обязан:

  • Заносить каждую продажу в приложение «Мой налог», чтобы уведомить ИФНС.
  • Сформировать и отправить чек покупателю, это можно сделать в том же приложении.
  • Оплатить в конце месяца сумму налогу, рассчитанную ИФНС.

Ниже мы привели пример расчета НПД для самозанятых:

Самозанятый Андрей Кузнецов продает в маркетплейсе украшения, сделанные своими руками.

Он закупил материалов на 10 000 рублей, изготовил товары и продал их за 40 000 рублей. Комиссия маркетплейса – 5 000 рублей. Доход Андрея: 40 000 – 10 000 – 5 000 = 25 000 рублей. НПД от этой суммы считается следующим образом: 40 000×4% = 1600 рублей.

Упрощенная система налогообложения (УСН)

Эта опция доступна индивидуальным предпринимателям и организациям с годовым доходом меньше 200 млн рублей. Каждый год эта сумма корректируется на коэффициент; в 2022 году она составляет 219,2 млн рублей.

УСН может применяться к доходам или к доходам минус расходы. Мы рассмотрим отличия этих двух вариантов ниже.

Для налогоплательщиков по УСН существует ограничение по количеству наемных работников – максимум можно нанять 130 человек.

Налогоплательщикам по УСН нужно оформлять всего одну декларацию в год, однако платить налоги нужно самостоятельно 4 раза в год. В конце первого, второго и третьего финансовых кварталов нужно платить авансы, а в конце года нужно выполнить перерасчет и доплату налога.

Ставки УСН в разных регионах и в разных сферах деятельности могут различаться. Мы рекомендуем предварительно ознакомиться со ставками УСН в вашем регионе и сфере деятельности.

УСН Доходы

Эта вариация УСН, как и НПД, не учитывает расходы продавца.

Ставка налога зависит от дохода продавца (цифры актуальны для 2022 года):

  • 6% (доход до 164,4м млн рублей).
  • 8% (доход от 164,4 до 219,2 млн рублей). Повышенная ставка применяется только к сумме, превышающей 164,4 млн рублей.

Плюс этой вариации УСН в том, что вам не нужно предоставлять документы, подтверждающие ваши расходы, поскольку они не учитываются при расчете налога.

Если ваши расходы не слишком высоки по сравнению с вашими доходами, то лучше платить налоги по этой модели.

Пример расчета налогов по УСН Доходы:

ИП Мамонтов Б.И. продает товары через маркетплейс и работает по системе УСН Доходы. За первый квартал 2022 года ИП получил выручку в размере 15 млн рублей и потратил 5 млн на затраты (включая комиссии маркетплейса).

Прибыль ИП составляет 10 млн, но платить налог нужно будет со всей выручки. Используем следующую формулу: 15 млн x 6% = 900 тыс. рублей.

УСН Доходы минус Расходы

Эта вариация УСН учитывает расходы продавца.

  • Налог в этом случае – это разница между доходом и расходами, умноженная на актуальную ставку.
  • Ставки на УСН Доходы минус Расходы в 2022 году:
    • 15% (на доход до 164,4 млн рублей).
    • 20% (на доход от 164,4 до 219,2 млн рублей).

Важно предоставлять документальные свидетельства затрат, связанных с продажей товаров на маркетплейсах. В противном случае оформить эти затраты как расходы не получится.

Выгоднее применять УСН Доходы минус Расходы, если расходы «съедают» большой процент ваших доходов (60-70%) от продажи товаров на маркетплейсах.

Ниже мы представили расчет налога по системе УСН Доходы минус Расходы. Возьмем ситуацию из предыдущего примера.

ИП Мамонтов Б.И. продает товары через маркетплейс и работает по системе УСН Доходы минус Расходы. За первый квартал 2022 года ИП получил выручку в размере 15 млн рублей и потратил 5 млн на затраты (включая комиссии маркетплейса).

В этом случае налог считается так: (15 – 5) x 15 = 1,5 млн рублей. В этой ситуации выгоднее платить налоги через УСН Доходы.

Ведите налоговый учет продаж на маркетплейсах из окна 1С, не дублируя и не перенося информацию из таблиц. Сервис БИТ.Интеграция с маркетплейсами позволит управлять всеми операциями на торговых площадках, вести документооборот в автоматическом режиме, синхронизировать данные и получать необходимую отчетность.

Общая система налогообложения (ОСНО)

Самая доступная система налогообложения без ограничений по виду деятельности, количеству работников и объему дохода. Однако, это самая сложная и дорогая система оплаты налогов.

При оплате налогов при работе с маркетплейсами по этой системе нужно платить следующие налоги:

  • Налог на прибыль для организаций. Ставка – 20% от дохода организации.
  • Налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Ставка для ИП составляет 13% или 15% (если сумма дохода превышает 5 млн рублей).
  • Эти налоги считаются с прибыли продавца (выручка с вычетом расходов).
  • Налог на добавленную стоимость (НДС). В данном случае ставка налога варьируется в зависимости от категории товара и может равняться 0, 10 или 20%. НДС включается в цену товара и по факту его оплачивает покупатель. Тем не менее расчетом и начислением НДС должен заниматься продавец.

Эта система налогообложения отличается высокой степенью запутанности, повышенной налоговой нагрузкой и большим количеством отчетности. По умолчанию все ИП и ООО ставятся на эту систему, так что будьте внимательны.

Работать через ОСНО может быть выгодно, если вы покупаете товары у самых крупных поставщиков. Они работают по ОСНО и им выгоднее работать с компаниями и предпринимателями, которые работают по той же системе.

Большая часть компаний, работающих по ОСНО, делает это вынужденно, поскольку они не соответствуют требованиям других систем налогообложения.

Ниже мы привели пример расчета налога по ОСНО:

ООО “Полюс” торгует товарами на маркетплейсе и работает через ОСНО. В первом квартале 2022 года они заработали 250 млн рублей и израсходовали 150 млн рублей (в том числе на комиссии маркетплейса).

Налог на прибыль по ставке 20% рассчитывается так: (250 – 150) x 20% = 20 млн рублей. Также не стоит забывать про НДС.

Модуль для интеграции 1С с Wildberries за 700 руб. в год. Учет, отчетность и автоматизация процессов.

Дополнительные рекомендации по работе с маркетплейсами

В этом разделе мы предоставили несколько рекомендаций, не имеющих прямого отношения к налоговому учету маркетплейсов. Тем не менее они будут полезны для любого продавца на таких онлайн-площадках как Ozon, Wildberries и Яндекс Маркет.

  • Внимательно изучайте условия работы с маркетплейсами. Общие принципы работы с онлайн площадками схожи, но у каждой из них есть небольшие нюансы, которые нужно учитывать. Перед освоением маркетплейсов необходимо посчитать unit-экономику.
  • Тщательно подбирайте модель работы с маркетплейсом. Важно знать, какой вариант работы с маркетплейсом выгоднее для вас. FBS (fulfillment by seller) больше подойдет для тех, у кого есть собственный склад и вы готовы взять на себя ответственность за управление логистикой. FBO (fulfillment by operator) – это обратная ситуация, логистикой занимается маркетплейс, но при этом вы платите площадке за логистические услуги.
  • Обращайтесь к фулфилмент компаниям. Вы можете работать по модели FBS даже если у вас нет собственного склада и/или службы доставки. Для этого вам нужно обратиться к фулфилмент компании. Эти логистические операторы могут взять на себя часть обязанностей по хранению, обработке и доставке ваших товаров и их тарифы обычно ниже, чем комиссии маркетплейсов за аналогичные услуги.
  • Используйте рич контент в карточках ваших товаров. Рич контент (rich content) позволяет вам более эффективно донести информацию до потенциального покупателя. Примерами рич контента являются фотографии, видеоролики, 3D модели, инфографика, панорамные фото и так далее. С их помощью вы также можете выделиться среди множества аналогичных продавцов на площадке.
  • Продвигайте свои товары на маркетплейсе. Большинство крупных отечественных маркетплейсов предлагают различные услуги по продвижению товаров. Это отличный способ заявить о себе и увеличить свою клиентскую базу.
  • Не бойтесь торговать на нескольких площадках. Разные категории товаров по-разному продаются на маркетплейсах. Что-то выгоднее продавать на WIldberries, что-то – на Ozon, а для каких-то товаров наилучшим местом продажи будет Яндекс Маркет. Сервис БИТ.Интеграция с маркетплейсами позволяет управлять продажами на разных маркетплейсах из одного окна.
  • Пользуйтесь системами автоматизации. Это специальные программы, которые позволяют с легкостью вести учет товаров на складе и составлять карточки товаров для разных маркетплейсов в одном месте. Такие умные решения могут существенно облегчить вашу работу на маркетплейсе.

Закажите демонстрацию работы решения БИТ.Интеграция с маркетплейсами в режиме онлайн. Мы свяжемся с вами и покажем, как работает программа и как она может решить именно ваши задачи.

Вывод

Основные выводы по теме:

  • Вы можете продавать на маркетплейсе, если вы являетесь самозанятым, индивидуальным предпринимателем или владеете компанией. Каждому виду продавца нужно платить налоги на маркетплейсах через разные системы.
  • НПД подойдет для тех, кто продает небольшие объемы товаров. Только индивидуальные предприниматели и самозанятые могут платить налоги через НПД.
  • УСН подойдет большинству средних предпринимателей и компаний. Если у вас высокий уровень расходов – выбирайте УСН Доходы минус Расходы. В противном случае предпочтительнее платить налоги на маркетплейсах через УСН Доходы.
  • ОСНО – это наиболее громоздкая и дорогая система налогообложения. Рекомендуется, если вы работаете с крупнейшими поставщиками, поскольку они сами платят налоги через ОСНО и предпочитают работать с продавцами на той же системе.
  • Использование автоматизированных систем для работы с торговыми площадками позволит упростить и ускорить работу, связанную с составлением отчетности для налоговых органов. Наша компания занимается разработкой умных решений для предпринимателей любого уровня, а теперь мы специализируемся и на автоматизации работы с маркетплейсами. Если у вас появилось желание узнать о наших продуктах больше – свяжитесь с нами, мы с радостью вас проконсультируем.

Хотите получать подобные статьи по четвергам?
Быть в курсе изменений в законодательстве?
Подпишитесь на рассылку

Нет времени читать? Пришлем вам на почту!

Скачать файл

Архив с отзывами клиентов о продукте БИТ.Интеграция с маркетплейсами

Архив с отзывами клиентов о продукте БИТ.Интеграция с маркетплейсами
Я даю Согласие на обработку персональных данных

Ответьте на несколько вопросов и получите коммерческое предложение по автоматизации документооборота (в т.ч. отчет комиссионера) на маркетплейсах в 1С

С какими маркетплейсами вы работаете?

Какие задачи по интеграции с маркетплейсами Вам необходимо решить?

По какой схеме работаете с маркетплейсами?

Вид деятельности?

Остался последний шаг.

Оставьте ваши контакты и наш специалист подберет вам оптимальное решение.

Автоматизируем учет и бизнес-процессы

Получить коммерческое предложение