Все проекты English Написать директору Вебинары
Выбор региона
Ваш город:Караганда
Поиск

Как разработать бюджетный регламент

Время чтения: ~6 мин.

Актуальность проверена: 03 . 10 . 2024

Бюджетирование на предприятии несет очевидную выгоду: доходы и расходы определяются и распределяются заранее. Это позволяет сбалансировать финансовое положение компании. Чтобы процесс составления бюджета был предсказуемым и эффективным, необходимо разработать бюджетный регламент.

Этот документ должен создаваться и внедряться в тесной взаимосвязи с множеством систем управления предприятием.

Внедрение автоматизации бюджетирования в 1С

  • Вся финансовая отчётность - БДДС, БДР, прогнозный баланс и др.;
  • Консолидация;
  • План-факт, анализ отклонений плановых и фактических данных;
  • Казначейство - контроля текущих платежей в соответствии с лимитами бюджетов.

Понятие "бюджетный регламент"

Бюджетный регламент - документ, в котором отражены стандарты, нормативы, временные рамки составления, рассмотрения, утверждения и контроля исполнения бюджета предприятия, а также обозначен состав участников процесса и роли каждого из них.

Составление бюджетного регламента - важный этап внедрения бюджетирования. Обычно он создается после проведения аналитической работы по выявлению:

  • долгосрочных целей компании;
  • принципов бюджетирования;
  • достоинств и недостатков финансовой и организационной структуры компании;
  • видов бюджетов, необходимых именно этому предприятию для эффективной деятельности.

Не всегда целесообразность составления этого документа является очевидной. Небольшие предприятия с минимальной текучкой кадров могут пренебречь бюджетным регламентом в том случае, если в их планах нет развития.

Если же компания развивается, а штат растет, регламент - инструмент, позволяющий ускорить введение в курс дела новых сотрудников и оптимизировать процессы контроля.

Главная задача документа - обеспечение качественного контроля исполнения различных бюджетов на предприятии.

Именно бюджетный регламент - важная часть процесса установления финансовой дисциплины предприятия. Эффект достигается за счет использования персональной ответственности и сведения к минимуму бесконтрольных действий в обращении с ресурсами предприятия.

Бюджетный регламент должен разрабатываться по скользящему графику. Это вызвано необходимостью регулярных корректировок в ранее заданных пределах (например, по итогам месяца, квартала, года).

Принципы составления бюджетного регламента

Они справедливы для множества процессов на предприятии.

  • Обозначение уровней детализации и выстраивание регламентов в привязке к ним. Не следует впадать в крайности и описывать абсолютно все действия исполнителей. Такой документ достигнет объемов “Саги о Форсайтах” и станет макулатурой, которую никто не читает. Ограничиваться только декларированием принципов также не целесообразно. Обычно самый оправданный вариант - остановиться на уровне бизнес-процессов.
  • Наличие четких схем важных бизнес-процессов. Схема должна: фиксировать ответственных, задавать принципы работы для конкретного направления работы, давать ориентиры исполнителям, содержать ссылки на вспомогательные документы.
  • Структурированность.
  • Требования к форме изложения материала. Регламент - не художественное произведение. Потому от сложных конструкций, эпитетов и прочих литературных приемов надо отказаться. Также недопустимы слова и термины, имеющие двойное толкование.

 

Обязательные элементы бюджетного регламента

Общие правила. В них описываются цели бюджетирования, отчетные показатели, правила предоставления отчетности и методы, выбранные для ее анализа. Все это позволит вносить в бюджеты нужные коррективы.

Обозначение бюджетного периода и бюджетного цикла. Из-за неумения работать с информацией (особенно, с большими объемами) бюджетный цикл часто принимается равным 3 месяцам (1 кварталу). Практика показывает, что гораздо эффективнее работать с бюджетным периодом в 1 месяц. Это дает больше возможностей для маневрирования.

Бюджетный цикл - период времени, по истечении которого сравниваются плановые и фактические показатели. Обычно он равен 1 кварталу. Этого достаточно для корректировки бюджетов следующих периодов.

Центры ответственности. В регламенте должны быть отображены принципы, по которым разделяются центры ответственности (Центр финансового учета, Центр финансовой ответственности, Центр затрат и пр.). Для каждого из центров необходимо описать формы отчетности. Также обязательно указать механику объединения отчетности отдельных центров ответственности в единый документ, иллюстрирующий работу компании в целом.

График и порядок разработки бюджетов различных уровней. Здесь же указываются временные рамки передачи на согласование, консолидацию, утверждение бюджетов. Сроки должны быть приемлемыми, на каждой стадии и для каждого уровня бюджета назначаются ответственные.

График контроллинга (план-факт анализа). Это процедуры внутреннего контроля, направленные на оценку того, как исполняются бюджеты. Обычно в рамках этого процесса проводится подготовка сводного (консолидированного) бюджета и его анализ.

Перечень мотивационных мероприятий. Данный элемент не является обязательным. Но в той или иной форме присутствует практически на любом предприятии. Сотрудники должны понимать, что добросовестное исполнение обязанностей - повод для премирования. Пренебрежение ими - причина штрафных санкций.

 

Составление бюджетного регламента

1. Подготовка списка необходимых документов. Абсолютно все документы, которые понадобятся для составления регламента, должны быть описаны. Сотрудникам должны быть даны понятные инструкции о том, как, когда и какие данные они должны предоставлять.

2. Обучение персонала работе с документами. Даже на основе готового списка документов и готовых же форм для заполнения сотрудники могут допустить ошибки из-за того, что не так поняли суть задачи. Чтобы этого избежать, необходимо провести обучающие мероприятия. Тесты в конце обучения - обязательны.

Такой подход позволяет рассчитывать на получение адекватной и единообразной информации, на основе которой можно составить бюджеты подразделений и консолидированный бюджет предприятия.

3. Создание бюджетного комитета. Составляется список участников, с обязанностями каждого из них. Обычно в организациях со сложной структурой в бюджетном комитете работают представители ключевых подразделений.

4. Определение объектов учета и установление взаимосвязей доходов и расходов по каждому из них.

5. Разработка структуры и формата бюджетов, а также очередности их составления. На этом этапе стоит обдумать, насколько удобно будет впоследствии использовать данные бюджетов для формирования итоговых бюджетов и составления прогнозов.

6. Составление и анализ бюджетов.

7. Прогнозирование.

 

Ошибки при составлении бюджетного регламента

Один или несколько просчетов чаще всего совершается на этапе становления процессов разработки регламента. Главное - своевременно их исправить и стараться не повторять.

  • Отрывочность бюджетного цикла. Нередки случаи, когда бюджеты в компании разрабатываются только для части подразделений и процессов. Например, есть бюджет для отдела логистики, а для отдела продаж - нет. Также часто не обозначается персональная ответственность. Безусловно, на первоначальном этапе разработки бюджетирования такие ситуации не исключены. Но в долгосрочной перспективе это делает внедрение бюджетирования практически бесполезным для планирования и управления затратами.
  • Недостоверность распределения зон ответственности. Зачастую вся бюджетная документация ведется сотрудниками бухгалтерии или планово-экономического отдела. А лица, ответственные за ту или иную часть бюджета, в лучшем случае не глядя подписывают бумаги. Не имея представления о том, какая в них содержится информация.
  • Несвоевременность получения необходимых данных. Как говорилось выше, бюджетный регламент - гибкий инструмент. Но эта гибкость базируется на информации, которая предоставлена вовремя. Если же данные за квартал можно получить только в конце следующего, говорить о маневренности компании и способности быстро реагировать на изменившуюся ситуацию не приходится. Такая проблема характерна для предприятий, где не отлажены механизмы работы с информацией. Решить этот вопрос можно при помощи специального ПО, которое обеспечивает генерацию отчетности в автоматическом режиме.
  • Смешение форм отчетности. Часто встречается объединение БДДС и БДР. В теории это делается для упрощения документооборота. На практике это становится причиной всевозможных искажений данных. Результатом этих искажений становится невозможность корректно оценить операционную деятельность и отсутствие базы для планирования.
  • Отсутствие письменной фиксации положений регламента. Часть условий работы с бюджетом может проговариваться устно, не будучи записанной. Такой подход становится лазейкой для тех, кто не готов брать на себя ответственность. Результат для компании обычно плачевный, ведь не ясно, с кого и что можно спрашивать. Кроме того, часто регламенты создаются для менеджеров среднего и высшего звена. А четкие, внятные и пошаговые инструкции для рядовых исполнителей в них просто отсутствуют.

Вывод

Бюджетный регламент - документ, который способствует формированию и отладке механизмов эффективного взаимодействия подразделений компании и позволяет быстрее достигать целей существования предприятия.

БИТ.ФИНАНС.Проф – решение на базе 1С:Предприятие 8 для создания полноценной системы казначейства и бюджетирования в компании или холдинге.

  • Формирование Бюджета движения денежных средств (БДДС);
  • Формирование Бюджета доходов и расходов (БДР);
  • Балансовый учет и Бюджет по балансовому листу;
  • Отчеты "Бюджет" и "План-фактный анализ по бюджету";
  • Механизм "Сопоставление значений аналитик бухгалтерского и управленческого учета";
  • Механизм "On-line трансляции платёжных документов (факт по БДДС)";
  • Механизм "On-line трансляции данных бухгалтерского учета (факт по БДР)".


Хотите получать подобные статьи по четвергам?
Быть в курсе изменений в законодательстве?
Подпишитесь на рассылку

Нет времени читать? Пришлем вам на почту!

Я даю Согласие на обработку персональных данных

Автоматизируем учет и бизнес-процессы

Получить коммерческое предложение