Основные средства (ОС) предприятия со временем изнашиваются, ломаются, могут быть проданы или утрачены каким-то иным образом. Это может случиться как до момента начисления 100% амортизации, так и после. При выбытии ОС предприятия их необходимо списать с баланса. Рассмотрим на примере, как это пошагово происходит в программе 1С:Бухгалтерия. Проанализируем вариант, когда амортизационные отчисления полностью не начислены.
Оформим для примера выбытие основных средств стоимостью 125000 рублей через износ механизма и нерентабельности его ремонта. Данное ОС оприходовано в январе 2017 года. Аналитические показатели на конец марта 2017 года показывают, что состояние следующее:
Амортизационные отчисления полностью не начислены, остаточная (текущая) стоимость на 31 марта 2017 года равна 123 579,55 руб. Исходя из этого алгоритм списания основного средства будет следующим:
- перед списанием провести начисление амортизации на весь срок использования (до последнего месяца включительно);
- начальная стоимость ОС списывается на счет 01.09 выбытия основных средств;
- начисленная амортизация за время использования основного средства списывается также на на счет 01.09;
- остаточная стоимость ОС по счету 91.02 относится на прочие расходы.
Так как эта процедура типовая и выполняется довольно часто, то предусмотрен специальный документ в программе 1С:Бухгалтерия в разделе «ОС и НМА». Этот документ имеет название «Списание ОС». В программе 1С Облако имеется такой же аналогичный документ. При его использовании суммы по нужным счетам разносятся автоматически:
Новый документ создается также типично, в нем необходимо заполнить следующие поля:
- «Организация» - заносится из справочника названия той организации, на балансе которой числится ОС. Если в компьютерной базе несколько организаций (в случае использования аренды 1С для ведения учета отдаленно для нескольких компаний), необходимо указывать правильный вариант.
- «Счет списания» - необходимо указать счет 91.02 (прочие расходы).
- «Причина списания» - указывается причина по факту выбытия основного средства. Причину можно сформулировать при оформлении документа или создать элемент заранее в соответствующем справочнике.
- «Статья расходов» - производится выбор нужной статьи.
- «Местонахождение ОС» - необходимо обязательно указать подразделение, на котором ОС числится в программе. Если эти данные не соответствуют записям в информационной базе, то 1С не даст возможности провести документ правильно.
- «Событие» - прописывается событием списания ОС.
В документе табличная часть заполняется соответствующей номенклатурой для списания. Затем этот документ оформляется и проводится:
При проверке проводок, проводимых по списанию, картина будет таковой:
Сервисы, помогающие в работе бухгалтера, вы можете приобрести здесь.
Хотите установить, настроить, доработать или обновить «1С»? Оставьте заявку!