Планирование деятельности компании подразумевает часть деятельности по управлению фирмой, касающаяся выявления приоритетных целей и возможностей их достижения. Планирование — обширная сфера, которая включает план предполагаемых расходов, улучшение состояния структуры, обеспечение согласованности работы подразделений. При завершении работы выявляются достигнутые результаты и анализируется уровень достижения поставленных задач.
Планирование деятельности предприятия
Планирование является менеджерской задачей, при которой работа производится по трем направлениям:
- Анализ текущего состояния компании — требуется оценить экономическое состояние субъекта, определить наиболее эффективные и требующие улучшения сферы деятельности. На основании такого анализа можно установить цели на перспективу при имеющихся ресурсах.
- Установление стратегических задач — нужно их определить с учетом условий конкурентной среды, технологий, желаний руководства и собственников, ситуации на рынке.
- Определение имеющихся и требуемых ресурсов — к примеру, технологий, финансов, оборудования, кадров и т.д.
На основании этих задач выводится структура работы в сфере планирования:
- определение реалистичных целей;
- поиск показателей, на основе которых оценивается деятельность компании с точки зрения стратегии;
- разработка списка приоритетных задач, которые решаются в данном случае и при имеющихся ресурсах;
- разработка гибкой методики планирования, позволяющей достичь целей, установленных ранее.
Планирование представляет собой комплексную задачу, без которой невозможно обойтись ни одной развивающейся компании.
Анализ планирования
Анализ предусматривает оценку эффективности планирования. Для определения уровня эффективности требуется ввод определенных критериев, наиболее простым из которых является критерий рентабельности. Однако применяются и другие показатели, такие как:
- продуктивность применения трудовых ресурсов;
- эффективность деятельности подразделений;
- выгоды инвестиционной деятельности;
- расширение компании.
На первоначальном этапе планирования определяют цели на заданный период. Когда он заканчивается, достигнутые по факту показатели сравнивают с целями. Процент совпадения — это и есть показатель эффективности планирования.
Цели и виды планирования
Основными целями планирования являются:
- определение объективных перспектив структуры;
- рациональное использование ресурсов;
- установление перечня и объема ресурсов, которые нужно получить, чтобы достичь поставленных целей;
- снижение риска банкротства до минимального значения;
- полноценное проведение научно-технической политики;
- оптимизация контрольных мероприятий.
Планирование дает возможность сформировать объективную картину деятельности компании и выявить ее слабые места.
Разновидности планирования
Планирование подразделяется на разновидности в зависимости от определяющих признаков. Например, одним из них является масштаб охвата. Планирование по такому признаку подразделяется на следующие виды:
- общее — определяются совокупные цели деятельности во всех областях компании;
- частное — определяются цели лишь в конкретной области.
Если брать во внимание содержательную часть, то планирование может быть таких типов:
- стратегическое — установление будущих целей и ресурсов для их достижения;
- оперативное — анализ текущей работы и определение тактических целей;
- текущее — постановка задач на текущий год.
Важно! Стратегический и текущий типы планирования дополняют друг друга. Оперативное планирование опирается на поставленные цели в долгосрочной перспективе.
Планирование в зависимости от области, в которой определяются задачи, может быть таких видов:
- производственная сфера;
- финансы;
- кадровая политика.
При планировании устанавливается период времени, на который определяются цели и задачи, а потому оно может быть:
- краткосрочным (до 1 года);
- среднесрочным (1-5 лет);
- долгосрочным (свыше 5 лет).
Кроме того, планирование может быть в зависимости от внесения изменений:
- жесткое — запрещается корректировать;
- гибкое — планирование производится с учетом возможных изменений.
Важно! Жесткое планирование в компаниях применяют редко, поскольку ему сложно следовать. Гибкое планирование показывает хорошую эффективность.
Методы планирования
Методы планирования предусматривают инструменты, через которые можно проводить эту работу. При планировании применяются такие методы:
- Балансовый — определяется баланс между имеющимися потребностями и ресурсами компании. Устанавливается список ресурсов, которые нужно получить, и разрабатываются источники их получения.
- Расчетно-аналитический — определяются показатели, требуемые для анализа достижения запланированных целей, и изучается их динамика изменений. Часто используются показатели прибыльности, производительности, рентабельности, себестоимости.
- Графо-аналитический — используются графики для определения связей показателей и прочих факторов. Например, прибыльность соотносят с текущей рыночной ситуацией.
- Программно-целевой — применяется при работе над программами и нужен для стратегического планирования. Метод позволяет определить эффективность на основании конкретных результатов. Изначально ставится цель, которая разделяется на задачи и подзадачи. Зачастую цель решает проблемы в одной сфере. Допустим, компания планирует расширение. В этом случае глобальной целью будет освоение новых рынков сбыта, а задачами — заключение договоров в других субъектах РФ, аренда помещений, построение транспортной логистики.
- Экономико-математический — используются расчеты как основные инструменты и они выполняются с применением вычислительной техники. Методы позволяют рассчитать количественные показатели. При этом можно разработать несколько альтернатив и из них выбрать наилучшую в конкретный момент времени.
Элементы планирования имеются в каждой организационной структуре. Например, бизнес-план, который составляется на ранних этапах работы компании. По существу, это определение моментов, касающихся дальнейшей деятельности компании, которое основано на некоторых предпосылках. Бизнес-план позволяет решить сразу несколько задач, например, привлечь инвестиции в бизнес и обеспечить видение деятельности компании.
Планированием в небольших компаниях занимается обычно менеджер, а в крупных работу можно делегировать специальному сотруднику. При планировании важно видеть и понимать реальную ситуацию, выстраивать планы с учетом внешних и внутренних факторов. В конечном итоге планирование поможет вывести компанию на новый уровень деятельности, достичь максимальной экономии, уменьшить затраты на достижение целей.