С маркетплейсами «Мой отдел» работает по моделе FBS (fulfillment by seller, исполнение продавцом) – это схема работы, при которой товар хранится на складе у продавца, а упаковывается и отправляется в маркетплейс только по факту заказа.
Как была построена работа до обращения в «Первый Бит»:
- Менеджер по маркетплейсам постоянно контролировал личные кабинеты разных торговых площадок.
- Собирал данные о заказах.
- Распечатывал информацию о заказе кладовщику на сборку.
- Скачивал этикетки из личного кабинета маркетплейса и отдавал кладовщику для упаковки.
- Подавал данные в бухгалтерию для проведения реализации и передачи товаров на комиссию
- Обновлял статусы заказов по этапам сборки и отправки
- Фиксировал остатки в личном кабинете каждой торговой площадки.
Учет велся в программах «1С:Розница 8» и «1С:Бухгалтерия», и менеджеру по продажам на маркетплейсах приходилось контролировать соотношение остатков по складу и заказы с торговых площадок. Для того чтобы избежать ситуации, когда покупатель оплатил товар, но из-за неактуальных остатков отгрузили не вовремя, приходилось отключать доступность карточек на маркетплейсах. Маркетплейсы за срыв сроков доставки налагают штрафы. Специалисты компании «Первый Бит» предложили решение, которое позволяет передавать информацию между личными кабинетами торговых площадок и учетной системой 1С. Решение реализовано в программе «1С:Комплексная автоматизация». В режиме единого окна ответственный управляет заказами с разных торговых площадок, контролирует остатки товаров не только для маркетплейсов, но и для розничной торговли в магазинах.
С 1 января 2022 года осуществлен полный переход на работу в Комплексную автоматизацию всех подразделений, не только отдела по работе с маркетплейсами. Для бухгалтерии настроили корректное формирование бухгалтерской отчетности с формированием себестоимости товаров, переданных на комиссию.
Как реализовано решение по работе с маркетплейсами
Начинается все с номенклатуры. Создается полный перечень товаров, соединяется с карточками на маркетплейсах. По номенклатуре устанавливаются разные типы цен с акциями, без акций и прочими требованиями, выдвигаемыми торговыми площадками. Эта работа так же ведется из 1С и через напрямую через API ключи передается в Ozon, Wildberries. Основная задача: при получении заказа проверить наличие остатков, зарезервировать нужное количество на складе, чтобы товар не был продан на другой площадке и не сорвать срок доставки, подтвердить заказ для маркетплейса. Эти процессы автоматизированы, не требуют ручного ввода.
Заказы собраны одним реестром, в котором видно состояние сборки и подтверждения. Задание на сборку в склад передается автоматически, без участия менеджера, но он может контролировать этапы сборки. Рабочее место кладовщика позволяет в режиме конвейера упаковывать товары на отгрузку для клиентов. Для компании «Мой Отдел» был разработан лист подбора заказов с полным перечнем товаров позаказно. Этикетки маркетплейсов печатаются с рабочего места кладовщика в «1С:Комплексная автоматизация». Статусы сборки автоматически отправляются на маркетплейсы.
Автоматизирован блок взаиморасчетов между маркетплейсами и продавцом: комиссионные, агентские, реализации, все схемы программ лояльности, формирование себестоимости проданной продукции, поступления оплат по заказам. Основная проблема в бухгалтерии заключалась в отчете комиссионера в случае возврата. Нужно вернуться в отчет комиссионера в котором была произведена продажа и скорректировать его. Вручную этот процесс занимал много времени. Теперь этот процесс выглядит так: Ozon ежемесячно, Wildberries еженедельно выставляет отчет комиссионера. В случае возврата товара от покупателя в «1С:Комплексная автоматизация» документ отражается с минусовой строкой возврата, но товар остается на складе комиссионера и в остатках отражается как лежащий у комиссионера. Так как документы приходят по обмену с маркетплейсами ручного труда бухгалтерия по отражении комиссий и возвратов не несет. Для управленческого учета помогает анализ рентабельности продаж товаров по категориям и разрезе номенклатуры. Отчет позволяет смотреть рентабельность укрупненно по категории товаров с детализацией до позиции. По каждому товару формируется себестоимость, а также комиссионные затраты, скидки, комиссия за логистику и выводится рентабельность каждой позиции.