Ответы на часто задаваемые вопросы.
На сегодняшний совершенствование администрирования налога на добавленную стоимость – важная задача государства. Реализовать это возможно на основании информационной системы электронных счетов-фактур с применением системы управления рисками. Министерство финансов РК утвердило правила и сроки реализации пилотного проекта.
Однако у пользователей возникает ряд вопросов в отношении направления уведомлений и блокировки доступа в ИС ЭСФ. На самые частые из них мы сегодня ответим.
Вопрос № 1. На все ли ЭСФ будут приходить уведомления?
В соответствии с Приказом Министра финансов Республики Казахстан, комитет в течение одного рабочего дня после присвоения налогоплательщику высокой степени риска направляет уведомление в web-приложение «Кабинет налогоплательщика» с указанием выписанных ЭСФ.
Поэтому уведомление придет только в адрес тех налогоплательщиков, которые на основании системы управления рисками по анализу электронных счетов-фактур, отнесены к высокой степени риска.
Вопрос № 2. На какой максимальный срок будет блокироваться доступ к ИС ЭСФ?
Органы государственных доходов производят применение ограничения доступа к ИС ЭСФ в течение одного рабочего дня после завершения анализа пояснения, при условии, что такое пояснение не содержит сведений, указанных в пункте 2 статьи 96 Налогового кодекса или в течение одного рабочего дня после истечения срока исполнения уведомления, при условии, что такое уведомление не исполнено.
Когда налогоплательщик исполняет уведомления, органы государственных доходов в течение трех рабочих дней отменяют применение ограничения доступа к ИС ЭСФ.
Таким образом, ограничение доступа к ИС ЭСФ длится до исполнения уведомления.
Вопрос № 3. Если доступ будет заблокирован, то поставщики не могут выписать ЭСФ?
При получении сообщения из ИС ЭСФ «Покупатель/Грузополучатель заблокирован» в целях выполнения обязательств по выписке счетов-фактур поставщик может выписать счет-фактуру любым из следующих способов:
- с указанием в строке 16 ИИН получателя товаров, работ, услуг и отметки в ячейке «J» физическое лицо (строка 20 «Категория получателя»);
- без указания ИИН получателя товаров, работ, услуг в строке 20 «Категория получателя» делается отметка в ячейке «I» розничная реализация.
Важно! Ваши получатели товаров, работ и услуг должны обратиться в территориальный орган государственных доходов по месту регистрационного учета для устранения причин блокировки.
Вопрос № 4. Что предпринять получателям ЭСФ, которые получили извещение в отношении блокировки их поставщиков?
По закону извещение о нарушениях, выявленных по результатам камерального контроля, направляется налогоплательщику (налоговому агенту) в срок, не позднее десяти рабочих дней со дня выявления нарушений в налоговой отчетности, для сведения.
По сути, извещение носит справочный характер и направляется для того, чтобы была возможность устранить нарушения, если они есть, без применения мер, предусмотренных Налоговым Кодексом.
При этом, если вы не согласны с извещением, то имеете право обжаловать действия (бездействие) должностных лиц либо решение, принятое по обращению, в вышестоящий государственный орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд.
Чтобы у вас не возникало проблем с ЭСФ, необходима корректная настройка в соответствии требованиями по выписке электронных счетов-фактур, установленными пунктом 2 статьи 263 Налогового кодекса Республики Казахстан. Обратитесь к специалистам компании «Первый Бит» в своем городе.
Напоминаем, что впереди годовая отчетность. Чтобы подготовится к ней без проблем, сдать в установленные сроки и избежать штрафов, учет компании должен быть в порядке, все ЭСФ должны быть отправлены в срок. Эксперты Первого Бита разработали отчет «Контроль сроков отправки ЭСФ». Звоните, наши специалисты готовы установить его для вашей компании. При необходимости мы можем дать консультацию по закрытию отчетного периода.