Кому нужна автоматизация продаж на маркетплейсах и как понять, что без автоматизации не обойтись
Для того, чтобы понять, нужна ли автоматизация вашей компании, необходимо ответить себе на базовые вопросы:
- Случались ли у нас заказы товаров, которых нет на складе, потому что мы не успели обновить данные?
- Были ли штрафы за нарушение сроков доставки или блокировка личного кабинета?
- Допускают ли менеджеры ошибки, связанные с ручным вводом данных?
- Сколько времени мы тратим на перенос данных из отчета по реализациям от маркетплейса(ов) в отчет комиссионера? Кто этим занимается?
- Работаем ли мы в нескольких окнах, дублируя данные туда-сюда?
- Как много заказов в день мы получаем? Справляемся ли мы с обработкой такого количества заказов?
- Срок доставки по схеме FBS в нашем случае установлен по верхней или по нижней границе времени?
- Понимаем ли мы, какими товарами торговать более выгодно, а какими - менее, и какова себестоимость товара с учетом комиссий маркетплейса?
Если вы понимаете, что у вас действительно часто возникают ошибки, задержки доставки, а на рутину уходит большая часть времени, попробуйте посчитать в рамках одного месяца какие потери вы несете в связи с этим в финансовом выражении.
Это главный аргумент, который позволит понять: нужна ли сейчас автоматизация, или пока можно обойтись ручной работой через личные кабинеты продавца на маркетплейсах.
Например, блокировка личного кабинета из-за отмены заказа клиента (вовремя не обновили остатки) может обойтись в четверть месячного дохода, ошибка в установлении цены на один ноль - на десятки тысяч рублей, длительная сборка заказов не дает получить до 30% больше от текущей прибыли.
Главный принцип автоматизации работы на маркетплейсах - обмен по API
Для того, чтобы автоматизировать процессы на маркетплейсах используется обмен данными по API с системами учета и автоматизации. В качестве такой системы может выступать 1С, другие учетные системы, интернет-платформы и так далее. В любом случае все основывается на API.
Важно понимать: маркетплейсы не весь функционал передают по API, поэтому и не весь функционал можно автоматизировать. Например, ни один интегратор не настроит вам уведомления в Telegram, если клиент оставил отзыв на товар, так как API-методов по работе с отзывами на маркетплейсах на данный момент просто нет.
А вот настроить уведомление в Telegram или на почту о критически низком уровне остатков в карточке товара вполне можно. Поговорим об этом подробнее.
Как автоматизировать процесс выгрузки остатков на маркетплейсах
Для того, чтобы не обновлять данные об остатках товаров вручную, необходимо использовать систему, которая позволит: а) вести учет продаж б) автоматически обмениваться данными с торговыми площадками.
В качестве такой системы может выступать связка программы на базе 1С:Предприятие с модулем обмена данными с маркетплейсами. Например 1С:Управление торговлей + модуль БИТ.Интеграция с маркетплейсами от компании Первый БИТ.
Мы предлагаем использовать для работы с маркетплейсами 1С так как широкий функционал программы позволит не заменять системы и не переносить данные, когда компания будет расширяться и понадобится использовать больше функций.
Для того, чтобы остатки обновлялись в атоматическом режиме в первую очередь необходимо подружить понятия “карточка товара”, в рамках которого работают маркетплейсы, и понятия “номенклатурная позиция”, в рамках которого ведется учет продаж. Сделать это не сложно: для этого в систему 1С можно выгрузить уже существующие карточки с маркетплейсов.
Затем необходимо сопоставить карточки с номенклатурой в 1С по штрихкоду или артикулу.
Если у вас в 1С не занесена номенклатура, система позволяет создать ее в автоматическом режиме на основании артикула товара.
После того, как вы связали карточки товаров с номенклатурой, данные будут обновляться в автоматическом режиме в рамках настроенных в системе регламентных заданий (можно настроить обновление раз в определенный период). При этом вы сможете увидеть остатки товаров по схемам FBO и FBS. Подробнее о разнице между работой этих схем - в статье.
Таким образом мы будем видеть актуальные остатки. При этом, систему можно настроить так, что в реальности остатков на складе будет больше, чем отражается на маркетплейсе. Некоторым продавцам так удобно.
И можно настроить пуш-уведомления в системе, в Telegram или на электронную почту о том, что товара осталось критически мало.
Что такое “мало” и куда именно направлять уведомление вы определяете сами.
Как автоматизировать создание карточек товаров на маркетплейсах
Создание новых карточек и дублирование их на разные маркетплейсы также можно автоматизировать.
При этом вы можете вносить описание товара и добавлять фотографии прямо в 1С. Это позволяет значительно ускорить работу с несколькими маркетплейсами и не копировать одну и ту же информацию в разные окна. При этом, также как в случае с выгрузкой уже готовых карточек с маркетплейса, при создании новой карточки из 1С, при выгрузке ее на торговую площадку в системе автоматически будет создана соответствующая номенклатурная позиция.
При этом система позволяет связывать несколько карточек с одной номенклатурной позицией. Это удобно для тестирования разных форматов контента, и для запуска обновленных карточек, если на старых еще остались остатки.
Как автоматизировать изменение цен товаров
Вы можете менять цены на каждый товар в отдельности, при этом каждому товару можно присваивать несколько видов цен, например Оптовая цена, Комиссионная, Розничная, Со скидкой и т.д. и использовать эти виды цен для разных каналов продаж.
Второй вариант - массовое изменение цен через прайс-лист от маркетплейса. Это тоже удобно: в Excel-таблице вы выставляете нужные цены и загружаете файл в систему, цены автоматически обновятся.
Такой способ позволит изменить цены одновременно на всех маркетплейсах. Это позволяет избежать ошибок и сократить время на эту операцию в разы.
Как автоматизировать выгрузку отчета комиссионера и учет продаж на маркетплейсах
Когда система для автоматизации работы на маркетплейсах готова к работе: настроены личные кабинеты и связь с маркетплейсами по API, созданы карточки товаров и связаны с номенклатурой в 1С, весь функционал модуля для автоматизации работы на маркетплейсах будет работать в полноценном режиме.
Загрузка отчета комиссионера будет производиться прямо из 1С, ничего вносить руками не нужно.
При этом в отчете будет ссылка на оригинальный документ от маркетплейса, а также будут подсвечены ошибки, если вдруг они возникнут. Например, если карточка товара была изменена, у нее поменялся штрих код, и она не связана с нужной номенклатурой. Система подсветит это и позволит легко устранить это.
Обычно на всякий случай проверяют суммы по реализациям в отчете от площадки и в системе, и после этого в автоматическом режиме создаются документы по продажам:
- Отчет комиссионера о продажах
- Отчет комиссионера о возвратах
- Расходная накладная
- Приходная накладная
Все документы создаются в не проведенном режиме, их можно проверить и только потом провести.
Автоматизация работы с заказами и автоматизация склада для работы с маркетплейсами
Для постащиков, которые работают с маркетплейсами по схеме FBS, то есть осуществляют доставку со своего склада после каждого заказа покупателя, очень важно автоматизировать процессы, связанные со сборкой и отгрузкой заказов.
Для этого в системе используется автоматизированное рабочее место кладовщика, функционал которого позволяет:
- быстро формировать сборочные задания;
- формировать единый заказ для отгрузки в один пункт приема (из сотни заказов например сформировать единый);
- печатать этикетки товаров прямо из 1С;
- отслеживать логистику товаров;
- менять статусы на маркетплейсах в автоматическом режиме в зависимости от движения товара.
Понятный интерфейс позволит работникам быстро запомнить, как работать с системой, и в случае необходимости, обучить новых сотрудников.
Автоматизация работы с поставками на маркетплейсах
Для тех же, кто работает с маркетплейсами по FBO, важен функционал по работе с поставками. Система позволит планировать поставки на основании данных о продажах.
Это важно для поставщиков с большим ассортиментом товаров и широкой географией продаж.
Как автоматизация помогает контролировать показатели бизнеса на маркетплейсах
Одним из главных бонусов автоматизации процессов является прозрачность данных и возможность быстро формировать актуальные отчеты по продажам, поставкам, остаткам, себестоимости товара. Обладая этими данными можно оценить эффективность своего бизнеса и быстро найти точки роста - немаржинальные товары, низкообрачиваемые позиции, невыгодные с точки зрения затрат на комиссию.
В модуле БИТ.Интеграция с маркетплейсами создан не просто блок отчетности, информация представлена в виде понятных и удобных дашбордов, которые позволяют в целом и детально оценить самые главные показатели.
Программы для автоматизации продаж на маркетплейсах
Программы можно разбить на два вида по тому, на чем построена интеграция:
- сервисы, которые работают на базе учетных систем (1С, Мой склад)
- интернет-сервисы, где для обмена данными используется интернет-платформа на которую загружаются все данные поставщика.
При этом, если мы говорим о модулях для учетных систем, есть также два варианта решения задач по автоматизации:
- разработка собственного решения, основанного на индивидуальных особенностях используемой системы;
- типовые модули и расширения для разных конфигураций учетных систем.
Подробный разбор модулей, которые представлены на рынке для автоматизации работы с маркетплейсами мы приводим в статье Топ-10 программ для продаж на маркетплейсах.
Сколько стоит автоматизация для поставщиков маркетплейсов
Вопрос стоимости автоматизации - это вопрос со звездочкой, так как многое зависит от специфики компании, которой требуется эта автоматизация.
Часто цена зависит от:
- количества маркетплейсов, на которых представлен поставщик;
- количества менеджеров и других сотрудников, которые будут работать с системой;
- схем работы с маркетплейсом (решения для FBO обычно дешевле);
- в некоторых случаях от количества заказов в день или количества карточек товаров.
В качестве примера мы возьмем компанию, которая представлена на трех маркетплейсах, имеет по 2 личных кабинета (2 юридических лица) на каждом из них и в системе планируют работать 2 работника, количество товаров - 50, а заказов в день 30.
В этом случае первичная цена на автоматизацию будет в пределах от 90 до 500 тыс. рублей. Разброс очень большой, так как многое зависит от того функционала, который будет в конкретном модуле автоматизации, от наличия или отсутствия учетной системы, от поставщика софта и т.д.
Кроме того, многие поставщики работают по системе подписки: необходимо регулярно оплачивать использование сервиса. Это не плохо, так как обычно в этом случае, интеграторы берут на себя ответственность за работоспособность модуля при изменениях на стороне маркетплейсов.
Сколько времени нужно на настройку автоматизированной системы для работы с маркетплейсами
Если говорить о готовых решениях и типовых учетных системах, от 1-2 дней. Если у клиента нет учетной системы, сложная доработанная учетная система с уникальными процессами или есть необходимость автоматизации уникальных процессов, автоматизация может занять и месяцы с поэтапной настройкой работы.
Как посчитать окупаемость затрат на автоматизацию
В самом начале, когда вы определяете для себя потери, которые несет компания от возникших ошибок, от медленного выполнения операций и долгой сборки заказов, от услуг бухгалтера на аутсорсе, который берет на себя задачи по учету и так далее, вы можете приблизительно подсчитать сумму, которая может высвободиться, если решить вышеуказанные проблемы.
Запросив коммерческое предложение по автоматизации вашей уникальной компании, вы сможете оценить в течение какого времени окупятся затраты. Как правило окупаемость достигается за несколько месяцев, в случае дорогостоящих проектов - за год-полтора.
Если вам нужна помощь в расчете затрат на автоматизацию и вы хотите посмотреть как работает автоматизация в режиме онлайн, свяжитесь с нами, мы с удовольствием рассмотрим все аспекты работы вашей компании и подберем оптимальный вариант решения ваших задач.